Строительству Байкало-Амурской магистрали придавалось очень большое значение. Еще в 1932 году было принято решение о строительстве магистрали с применением принудительного труда, так как сразу стало понятно, что главной проблемой строительства является нехватка рабочих рук. Так, официально установленное количество работников, необходимых для строительства дороги составляло 25 тысяч человек, привлечь удалось лишь 2,5 тысячи человек. По этой причине в 1932 году и был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь. Управление строительства магистрали и Байкало-Амурского лагеря, согласно архивным документам, состояло из отделов. В эти отделы входили: учетно-распределительный, административный, санитарный, культурно-воспитательный, финансовый, сельскохозяйственный, финансовый, транспортный и другие. В общей сложности их было примерно двадцать. Надо сказать, что в этих учреждениях постоянно менялась структура аппарата управления. Все изменения происходили в соответствии с задачами, которые ставились перед ними руководством СССР.

Первые эшелоны с заключенными прибыли в 1933 году на железнодорожную станцию Сковородино. Согласно рассекреченным архивным документам, был в соответствии с Приказом ОГПУ от 10 ноября 1932 года, заключенные, которых направляли на БАМ, должны были быть в хорошем физическом состоянии. Но, на практике оказалось, что заключенные, которые прибыли на БАМ, оказались больными и слабыми. Рассекреченные архивные документы и материалы свидетельствуют, что это было следствием того, что эшелоны в пути проводили до полутора месяцев, отсутствовали санитарные условия, а заключенные имели крайне скудное питание. И это несмотря на то, что от больных заключенных старались избавиться еще в местах формирования этапов.

Заключенные в таком состоянии попадали в тяжелейшие условия БАМЛАГа.

Инструктором Рухловского райкома партии в 1933 году были составлены документы, которые дошли до наших дней. В этих документах говорится о «крайне тяжелых» бытовых условиях в 6-ом Нюкжинском отделении лагеря. Санитарное состояние в нем было оценено как «безобразное». Так, в документах указывалось, что рабочие спали на деревянных нарах, в холодных палатках, что привело к увеличению числа слабосильных. Электроэнергия в местах содержания заключенных отсутствовала, как отсутствовало и снабжение топливом. Дело доходило до того, что лагерники, для того чтобы погреться у печки, устанавливали очередь.

Практически идентичное содержание имели сохранившиеся партийные документы Джелтулакского района. В них в частности говорится, что истощала рабочая сила, очень плохо обстояли дела с обувью, не было даже лаптей, на трассе работали почти босиком, в то время как погода стояла дождливая. Жилые бараки являли собой ледники, стены которых были покрыты слоем инея. В углах этих бараков были огромные куски льда, а вокруг рассадники нечистот – уборных не было. В больницах для заключенных было не меньше грязи и холода. Больные спали на полу, не имея постельных принадлежностей.

Самые тяжелые земляные работы на трассе в те годы велись вручную. По словам бывшего заключенного И.П. Айтуганова, катали тачки по дощатой узкой дорожке по шестьдесят метров. Для того чтобы получить дневную норму питания, нужно было разрабатывать, погружать, отвозить и разравнивать как минимум восемь кубометров земли.

Очевидцы утверждали, что умерших закапывали в железнодорожную насыпь, лишь бы не копать могилы. Предпринимались попытки подсчитать их количество по архивным документам, однако это оказалось очень сложно. По приблизительным подсчетам известно, что каждый метр магистрали оплачен одной человеческой жизнью – как минимум. Насколько верны данные подсчеты, никому не известно. Однако согласно архивным документам, только в декабре 1937 года прибыло 120 эшелонов в адрес БАМЛАГа, они доставили примерно 135 000 заключенных. Подлинно установлено, что эшелоны, которые перевозили заключенных, следовали один за другим. Как уже говорилось ранее, заключенные были вынуждены работать на износ. Человек представлял ценность не как личность, а как раб.

В СССР, по понятным причинам, замалчивали все это. Новая Россия рассекретила архивные документы, дала возможность каждому желающему ознакомиться с ними. В соответствии с этими документами, было запрещено посылать в БАМЛАГ заключенных, которые были осуждены по уголовным статьям, террористов, изменников Родины, шпионов. На линии БАМ-Тында лежат кости тысяч и тысяч заключенных, которые были осуждены по 57 статье. В БАМЛАГ по этой статье попадали за порванную газету с изображением Сталина, анекдоты, по необоснованному доносу и т.д.

Существует мнение, что над БАМом весит некое проклятье. БАМу не давали строиться, а позднее и развиваться, перевороты, революции, войны. Уже построенный, он не был в полную мощь задействован еще 20 лет. Какие-то неведомые силы не давали ее построить, а потом эксплуатировать. Многие считают, что всему виной то, что первым строителям не отдана дань уважения. За все в этом мире надо платить, при этом ни СССР, ни Россия так и не заплатили первым строителям БАМа за работу, которую они проделали – ни живым, ни мертвым.



URL записи