Туата Де Дананн
Ирландии посвящается...
«На этот остров изумрудный
Людей богиня привела
И душу женскую, судьбу
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала
У самой кромки океана
За сочной зеленью лугов
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне
О, Эйре, красоты твоей!»
Дубкова Ольга
«Эльфы, гномы, феи и другие существа, относимые к категории фэйри, или волшебных, воспринимаются большинством людей как сказочные, фантазийные, то есть вымышленные персонажи. Вопрос об их реальном существовании в очень давние времена встает очень редко, а попытки профессиональных исследований на эту тему чаще всего сопровождаются неодобрительными комментариями специалистов
Предания практически всех народов - от Индии до Исландии и от Америки до Австралии - насыщены воспоминаниями о живших задолго до нашего времени разных мифических существах, внешне напоминавших людей, но по своей физиологии и возможностям людьми не являвшимися. Среди них выделялась большая группа существ, похожих на самых красивых людей (только еще более прекрасных) и обладавших непостижимым долголетием (тысячи лет) и магическим искусством. Предания обычно называют их богами или волшебниками.
Особенно много сказаний об этом божественном народе, к тому же довольно воинственном и многочисленном, в Ирландии и Уэльсе. Его название Туата де Дананн, или Племя богини Дану. Задолго до Рождества Христова этот народ правил Ирландией, а также, вероятно, Британией и Францией, и оставил после себя не только воспоминания в фольклоре, но и вполне реальные материальные свидетельства своего существования.»
«Туата Де Дананн — Племена богини Дану — четвёртое из мифических племён, правивших Ирландией
Туата Де Дананн были потомками сына Немеда, Иаборна, который после изгнания ушёл на «Север Мира». На Северных островах, где они пребывали до прихода в Ирландию, этот народ изучал ремёсла, науки и тайную мудрость друидов, пока не превзошли в этих искусствах всех людей. Из родных краёв Туата Де Дананн принесли с собой четыре магических предмета, артефакта.
Первым магическим предметом было копьё Луга , которое всегда даровало победу своему обладателю.
Вторым — котёл Дагды: «Не случалось людям уйти от него голодными», — он был котлом изобилия, способным накормить любое число проголодавшихся. Котёл Дагды не отделим от копья Луга: первый должен быть наполнен кровью или ядом, затем в него следует погрузить копьё Луга, чтобы оно не уничтожило всех врагов.
Третий артефакт — меч Нуаду , «Меч Солнца, Меч Света») : «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить».
Четвёртым магическим предметом был камень Фаль, камень судьбы, который начинал громко кричать, когда тот, кому суждено было быть истинным королём Ирландии, вставал на него.»
«Существуют две версии истории о прибытии Племён богини Дану. Более ранняя версия утверждает, что их в Ирландию принесли по воздуху тёмные облака, застилавшие солнечный свет в течение трёх дней. По второй версии, Племена богини Дану прибыли, как и все их предшественники, на кораблях, но сожгли их сразу после высадки на берег.
Когда они пришли в Ирландию, Фир Болг ещё владели этими землями. Магическое облако скрывало Племена богини Дану от глаз Фир Болг, но когда облако рассеялось, местные жители обнаружили, что северо-западная часть Коннахта захвачена неизвестными противниками. Тогда Фир Болг послали своего воина по имени Сренг в лагерь пришельцев. Те же выслали на встречу Бреса. Воины обменялись копьями. Копья коренных жителей были тяжелы, а копья Племён богини Дану — легки, но остры. Некоторые исследователи видят в этом противопоставление грубой физической силы и интеллекта.
Брес предложил Фир Болг поделить Ирландию поровну. В случае принятия предложения Племена богини Дану обещали дружбу и помощь в совместной защите земель от будущих захватчиков. Но коренные жители Ирландии отклонили это предложение, побоявшись, что если Племена богини Дану так легко получат желаемое, они могут впоследствии пожелать большего. Между двумя народами состоялось сражение, т. н. Битва при Маг Туиред, но пришельцы, обладающие многими волшебными способностями, победили. В итоге между племенами был заключён договор, по которому Фир Болг получали Коннахт, а Племена богини Дану — всю оставшуюся Ирландию.
Третьей битвой в истории Туата Де Дананн была битва с Сыновьями Миля, предками современных людей, живущих в Ирландии. Битва состоялась при Таильтиу, в ходе неё погибли три короля и королевы Племён богини Дану, а также множество их воинов. Чтобы спастись от захватчиков, Племена богини Дану применили свои чары и набросили на себя покров невидимости. С тех пор существуют две Ирландии: земная и невидимая страна королей Племён богини Дану, недоступная людям.
Племя или племена Богини Дану - в кельтской (ирландской) мифологии "дочеловеческая" божественная раса обитателей Ирландии, располагавшихся как семья вокруг богини Дану.
Дану признавалась матерью - прародительницей богов, среди которых наиболее известны Дагда , Нуаду , Мананнан , Огма , Энгус , Луг , Диан Кехт , Гоибниу, три богини-воительницы - Морриган , Маха , Бадб , Бригита и др. Некоторые из этих богов (Луг, Огма, Нуаду) были общекельтскими.
Существует мнение, что ирландские Дану и Ана - две независимые богини. Ана была Матерью Племени богини Дану (Туата де Дананн), а Дана - более позднее наслоение. Культ Дану и Ану связывают прежде всего с двумя холмами в Мюнстере , в графстве Керри, которые в древности именовались и известны до сих пор как "Груди Аны". Датские Холмы в Лестершире также названы в ее честь.
В "Книге захватов Ирландии" Племя или племена богини Дану считались предпоследней, группой завоевателей Ирландии ; впервые появившихся на горе Конмайкне Рейн в местности Коннемара.
В мифах ирландских кельтов север считался источником великой силы. Племя богини Дану - Туата де Дананн ("Tuatha" означает "север" пришли с северных островов, преисполненные друидической мудрости и магических знаний. Вот что говорится об этом в одном из трех вариантов "Битвы при Маг Туиред":
"На северных островах земли были племена богини Дану и постигали они там премудрость, магию, знание друидов , чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света.
В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание, дьявольское ремесло - Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе.
Из Фалиаса принесли они Лиа Фаль , что был потом в Таре . Вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией.
Из Гориаса принесли они копье, которым владел Луг. Hичто не могло устоять перед ним или пред тем, в чьей руке оно было.
Из Финдиаса принесли они меч Hуаду. Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину неотразимым.
Из Муриаса принесли они котел Дагда. Hе случалось людям уйти от него голодными…
…случилось племенам богини (Дану) заключить мир с фоморами , и Балор, внук Hетаб, отдал свою дочь Этне Киану, сыну Диан Кехта. Чудесным ребенком разрешилась она, и был это сам Луг.
Приплыли Племена Богини (Дану) на множестве кораблей, дабы силой отнять Ирландию у Фир Болг . Сожгли они свои корабли, лишь только коснулись земли у Корку Белгатан, что зовется ныне Коннемара, чтобы не в их воле было отступить к ним. Гарь и дым, сходившие от кораблей, окутали тогда ближние земли и небо. С той поры и повелось считать, что появились Племена Богини (Дану) из дымных облаков".
Мужчины и женщины племени богини Дану не считались бессмертными. Они жили по тем же законам физического мира, что и кельты, также рождались и умирали. В то же время Туата де Даманн были существами, наделенными силой и магическими способностями, и находились на уровне где-то между мифическими сверхлюдьми и божествами.
Они были вечно молоды, прекрасны и имели быстроногих, как ветер, коней с широкой грудью и глазами, пылающими пламенем. Боги кельтов могли умереть только неестественной смертью: погибнуть в бою, быть отравлены, убиты. Так, по одной из версий "Битвы при Маг Туиред" "Воистину жестокой и страшной была эта битва между родом фоморов и мужами Ирландии… Немало благородных мужей пало тогда сраженными насмерть. Были там великая битва и великое погребение… Потоками лилась кровь по белым телам храбрых воинов, изрубленных руками стойких героев, что спасались от смертной напасти… В схватке едва не сходились кончики пальцев бойцов, что скользили в крови под ногами и, падая, стукались лбами. Воистину многотрудной, тесной, кровавой и дикой была эта битва, и река Униус несла в ту пору немало трупов".
Мужчины и женщины племени богини Дану не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни - например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет.
Одной из важнейших особенностей женщин Племени богини Дану - Туата де Дананн была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, уродливых старух, прекрасных, соблазнительных девушек или стихии природы. Дану, мать всех богов, принимала облики лошади, а также различных богинь под именами Айне, Бриджита и др. Облик лошади принимали и некоторые другие богини, например, Морриган, Маха и Кайллиг . Морриган также являлась в образах угря, волчицы, коровы, ворона и смертных женщин. В облике ворона или стервятника представали Немайн , Маха и Бадб.
Дехтире, мать Кухулина , нередко становилась лебедем, так же как и Айне, Каэр, Дербфоргалл и Финола. Бадб, Анге, Бан Налма, Бо Фонд, Буана, Динь, Кора, Муанна, Эстиу, Уайребуйде могли преврашаться в оленей, коров, журавлей, аистов, других птиц и рыб, Каоранах - в змея, а Кайллиг и Габ Орг - в зимнюю бурю. Либан была озерной девой, а Логия - речной.
В отличие от женщин, мужчины редко изменяли свой облик. Среди тех, кто обладал этим даром, был Кухулин, превращавшийся в пса, волка, птицу и угря. Луг ассоциировался с вороном, Мидир - с журавлем, Энгус - с лебедем и т.п.
Мананнан владел плащом-невидимкой, с помощью которого мог одну минуту оставаться невидимым, в другую - принимать облик человека, а в третью - превращаться в лодку. Левкетий оборачивался громом, Мак Кехт - плугом и землей, Мак Куил - водой, Мак Грене - огнем.
Еще одной важнейшей особенностью мужчин и женщин племени богини Дану была их магическая способность исцелять больных и оживлять умерших .
У Племени богини Дану - Туата де Дананн был весьма распространен обычай воспитывать детей на стороне либо в виде "залога дружбы", либо за плату - в педагогических целях, для закалки характера. Мальчики оставались на воспитании до семнадцати, девочки - до четырнадцати лет. Обязанности приемных родителей понимались очень широко. Близкая связь между молочными или сводными братьями устанавливалась на всю жизнь - иногда более прочная и глубокая, чем кровное родство.
Характеристика племени богини Дану была бы неполной без описания внешнего вида его представителей. Правда, в ирландских сагах и валлийских сказаниях приводится не так уж много информации на этот счет; в основном она касается позднего периода жизни племени богини Дану (Туата де Дананн) в сидах, куда они ушли после поражения от Людей Миля. Тем не менее, мы можем представить себе Туата де Дананн как высоких, идеально сложенных, вечно молодых и прекрасных юношей и девушек с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми или зелеными глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных людей.
Так, например, богиня Айне (Эйне) в ирландских сагах представляется ослепительно красивой - с бледной кожей, хрупкой худощавой фигурой с изысканными совершенными пропорциями и длинными золотистыми волосами.
Королева Медб в саге "Похищение быка из Куальнге" (XII в.) описывается как "женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с золотистыми прядями волос".
А вот изображена Бекума Белокожая в саге "Приключения Арта, сына Конна" (рукописный текст XV в.):
"Дева была такова… мягкие желтые волосы и серые глаза на ее лице, зубы прелестного цвета, тонкие красные губы, черные брови, прямые светлые руки, белоснежное тело, маленькие круглые колени, стройные изысканные ноги,- все превосходного вида, образа, сложения и завершения. Прекрасен был наряд этой девушки, то есть дочери Эогана Инбира".
Не менее прекрасна Этне (Этайн) в "Воспитании в домах Двух Чаш":
"Если сладко тебе то, что слышишь, опрекрасная золотоволосая девушка, узнаешь воистину ныне то, что хранит эта книга. Я из племен богини Дану, - ответила Этне (Этайн).
Возлюблены золотистые гладкие волосы,
возлюблено румяное прекрасное лицо,
возлюблен стан ее, мягкий и стройный,
возлюблены сладкоречивые губы.
Возлюблено благородное тело,
возлюблена прелесть лица,
возлюблены губы прекрасные, скромные,
возлюблены стройные бедра".
Одно из самых подробных описаний Этайн дано в саге "Разрушение дома Да Дерга":
"Две косы цвета золота лежали на ее голове и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах… Белее снега… мягкими и гладкими были ее руки, а щеки женщины краснели ярче наперстянки. Чернее спинки жука были ее брови, белые, словно жемчужный поток, были ее гладкие зубы, голубыми, словно колокольчики, были ее глаза. Краснее красного были ее губы. Высоки были ровные, нежные, белые плечи той женщины. Длинные были ее руки и белоснежные пальцы. Были бока ее, как пена волны, длинные, стройные, нежные и мягкие, будто шерсть… Маленькие и белоснежные были ее прямые голени… Блеском яркой луны светилось лицо женщины… Мягким и женственным был ее голос, величавой и твердой ее королевская поступь. Воистину была она желанней, милей и прекрасней всех прочих женщин, сколько ни искать по всему свету".
Энгус предстает в ирландских сагах как восхитительно красивый молодой человек с утонченными чертами лица, темно-зелеными глазами и прекрасно сложенным мускулистым телом атлета. У него длинные вьющиеся волосы и светло-золотистая борода со слегка рыжеватым оттенком; золотые и серебристо-белые пряди сияли так, как будто в волосы были вплетены полоски чистого золота и серебра. Его кожа была мягкая и светлая, с легким загаром.
Описание возничего Кухулина в саге "Сватовство к Эмер" (IX в.):
"Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на лице, голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо".
Женщины племени богини Дану носили длинные мантии - плащи или одеяния свободного покроя длиной по щиколотку. Одежда мужчин состояла из туники длиной до колена и шали или мантии - плащей, которые пристегивались у плеч брошами. Мантии едва покрывали плечи и были сделаны из плотного фетра или грубой ткани разнообразных блестящих цветов. На женщинах, как правило, не было головных уборов, а мужчины носили шляпы или покрывала из мягкого фетра. Во время битвы они снимали их, собирали свои густые длинные волосы в толстый пучок спереди и окрашивали их в ярко-красный цвет с помощью мыла, сделанного из животного жира и золы бука. Их лица были раскрашены такой же краской в виде различных рисунков, придававшим им больше сходства с дикими лесными созданиями, чем с людьми.
Одеяния мужчин и женщин Племени богини Дану - Туата де Дананн были отделаны золотыми и серебряными вышивками, драгоценными камнями, им были знакомы парча и шелк. Вот что, например, говорит Фер Диад, побратим Кухулина, королеве Медб в саге "Похищение быка из Куальнге":
"У тебя, Владычица круаханских холмов
Зычен голос и воля крепка!
Так неси же парчу, неси шелка,
Серебро и золото, и жемчуга…"
А вот - описание одежды Кухулина в саге "Сватовство к Эмер":
"На нем чудесная, дивно сработанная алая рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота… На нем светлый плащ с накидкой, изукрашенный сверкающей золотой нитью".
Еще несколько описаний одежд из ирландских саг:
"На ней [Медб] был одноцветный зеленый плащ с бахромой, вытканной нитью из красного золота, красная атласная сорочка на ее белой коже, сандалии из белой бронзы были на ней";
"Красный волнистый плащ с серебряной бахромой был на той женщине [Этайн] и чудесное платье, а в плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней, гладкая и прочная, узорами красного золота. На груди и плечах с каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину, и всякий мог видеть блеск золота на зеленом шелке";
"Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине, пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди. На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра".
"Были одеты они [два сына Айлиля и Медб] в два зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных ликами зверей из белого серебра";
"…в зеленых разводах был плащ на ее [ведуньи Фейдельм] плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь".
Как следует из приведенных выше описаний, народ племени богини Дану (Туата де Дананн) был чем-то вроде древнегреческой или древнеримской аристократии, только еще более утонченной и могущественной. Помимо своей ослепительной красоты и способностей, несвойственных людям, он носил одежды из тканей, которые, по общепринятому мнению, в то время были неизвестны.
Какова была его дальнейшая судьба - после того, как Туата де Дананн победили фоморов? На первых порах в Ирландии и, вероятно, во всей Британии и Франции воцарился мир, но вскоре среди населения племени богини Дану начались распри, затронувшие и величайших из них.»
«Племя богини Дану окончательно не покинуло Ирландии. Своими магическими способностями оно сумело заставить сыновей Миля поделить с ним власть .
Согласно одной из версий саги "Воспитание в Домах двух Чаш" (их всего пять), страна была поделена на две части Аморгеном - поэтом и мудрецом гойделов, таким образом, что племени богини Дану (Туата де Дананн) достался нижний, подземный мир. В саге "О взятии сидов" говорится, что по окончании конфликта между гойделами и племенем богини Дану была установлена дружба между Дагдой, предводителем Туата де Даннан, и сыновьями Миля и что Дагда разделил волшебные жилища под холмами (сидами) между собой, Лугом и Огмой.
Сиды - многочисленные холмы в Ирландии, в которых, по свидетельству различных ирландских саг, обитал народ племени богини Дану. По мнению лингвистов, это слово могло означать "волшебная крепость".
После того, как народ племени богини Дану поселился внутри священных холмов - сидов или за морем, он стал называться сидами, а в более поздние времена - эльфами. Само же место обитания сидов получило название "Волшебная страна".
История племени богини Дану легла в основу легенд о волшебных принцах и принцессах, короле Артуре и Рыцарях круглого стола, Камелоте, Мерлине, Моргане, Авалоне, и эфирных, призрачных, миниатюрных волшебницах
В ирландском и валлийском фольклоре "Волшебная страна" объединяет пространство за морем с подземным миром. Иногда она предстает перед людьми как призрачный, окутанный туманами остров, имеющий множество названий: Блаженных, Ги-Бразил, Аваллон и др. На Авалоне покоится легендарный король Артур, перенесенный туда феей Морганой. В Уэльсе Волшебную страну называют Тир-Нан-Ог, или Страна Вечной Юности, лежащая за морем на западе, или Тирфо Туинн - Земля под Волнами. В Волшебную страну ведут тайные пути. Считается, что ходы в нее можно найти на дне моря и в глубине горных озер, а также в холмах - сидах.
Правительницей сидов была королева Медб - высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски.
Другие сиды также были очень высокого роста, а их красота могла сразу "ослепить" простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум.
Сиды были существами мужского и женского пола. В зависимости от настроения они могли быть враждебны к людям, а могли им помочь. Но чаще всего, если люди им не надоедали, сиды не обращали на них никакого внимания. У сидов было много забот: они сочиняли и исполняли волшебную музыку, пасли стада домашнего скота, делали необыкновенно вкусный эль.
Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины), сиды, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники сидов становились пророками или целителями, приобретя способность предвидеть будущее или лечить людей.
Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные соперничали с сидами, проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между сидами, эльфами, феями и людьми - например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв - и о рождении от них детей.
Археологи, проводившие раскопки холмов - сидов, нашли в ряде из них неолитические сооружения, зачастую связанные не столько с захоронениями, сколько с хозяйственной деятельностью и астрономическими наблюдениями . Так внутри холма Кнок Эйне в Мюнстрере, в графстве Лаймрик, традиционно считавшемся местом обитания богини Айне, были обнаружены три больших погреба, соединенных серией тоннелей, расположенных глубоко внутри холма. Согласно преданиям, Айне в очень давние времена заполнила эти погреба зерном, и когда наступил большой голод, о котором она знала заранее, распределяла пищу среди голодающих смертных. Хронология заселения Ирландии свидетельствует о том, что народ племени богини Дану был создателем мегалитической культуры (и здесь) Британских островов. Наиболее известные памятники этой культуры -
Ньюгрэндж в Ирландии и Стоунхендж в Британии. Подобные сооружения, датируемые V-II тысячелетием до н.э., распространены по всему миру - от Кореи до Западной Европы.
Огромный мегалитический памятник Ньюгрендж с фасадом из белого камня и окружающими его камнями расположен на восточном побережье Ирландии у р. Бойне, в графстве Мит, приблизительно в 20 милях к северу от Дублина.
На северной стороне р. Бойне находится 17 пирамид из камней, покрытых землей и известных как "fairy hills" (холмы эльфов, или холмы фей). Три из них - Кноуз, Дауз и Ньюгрендж имеют довольно внушительные размеры. Самая большая и лучше всего сохранившаяся пирамида, или мегалит Ньюгрендж, упоминается в сагах как Сид Энгуса. Ее диаметр - более 91,5 м, а высота - 21,3 м; на вершине пирамиды находится платформа 36, 5 м в поперечнике. Ньюгрендж издавна считался таинственным местом, не сулящим ничего хорошего. На протяжении многих столетий друиды поклонялись здесь своим богам. Огромная пирамида Ньюгрендж, построенная около пяти тысяч лет назад (датирована 3320-2910 гг. до н. э.), на тысячу лет старше Стоунхеджа и на полторы тысячи лет старше пирамид в Египте . Никто не знает точно, зачем она была возведена.
Эта массивное сложное сооружение построено более чем из 180 000 тонн камней, хитроумно сложенных вместе без использования какого-то ни было цементи-рующего материала; оно покрыто землей и формирует огромный холм, который скрывает его. В древнее времена этот загадочный мегалит назывался замок Бойн и считался домом Богов - Туата де Дананн. Некоторые считают его древним местом погребения, и что здесь до сих пор обитают духи умерших в союзе с сидами. Исследовавшие Ньюгрендж археологи, обнаружили в нем римские монеты, золотые украшения, медные булавки, железные кольца и ножи; но что там могло быть еще, мы никогда не узнаем, потому что в IX столетии этот памятник был разграблен датскими викингами.
В Ньюгрендж можно войти через квадратную дверь, на косяке которой вырезаны спиральные рисунки. Вход ведет в каменный проход длиной более 18 м, постепенно расширяющийся и поднимающийся вверх, а затем переходящий в камеру с коническим куполом высотой 6 м. Огромные плиты, из которых она построена, отделаны спиральным орнаментом и сложными рисунками.
Каждый год в день зимнего солнцестояния, 21 декабря, ровно на восходе Солнце светит точно через вход в Ньюгрендж и освещает обширную внутреннюю камеру. Ни в какой другой день и час этого не происходит.
Итак, племя богини Дану (Туата де Дананн) представляло собой реально существовавший народ, обитавший в Ирландии и соседней Британии. Возможно, оно жило и в Галлии (современной Франции), однако, данные на этот счет фрагментарны и противоречивы. Туата де Дананн были очень похожи на людей, проживавших рядом с ними и с которыми они то и дело воевали, но они не были людьми в привычном для нас смысле этого слова.
В некоторых произведениях, например, компиляции XII века "Книга захватов Ирландии", они назывались "демонами" или "божественными демонами"; тем самым подчеркивалось их отличие от простых смертных. Но чаще всего их именовали богами, волшебниками или чародеями. Многочисленный народ богов, волшебников и чародеев, имеющий строгую иерархию государственной власти, мощную армию, занимающийся сельским хозяйством и… сведущий в астрономии
Правда, если факт существования племени богини Дану никогда не вызывал сомнения у специалистов, то существование сидов и эльфов в относительно недалеком от нас прошлом ставит множество загадок, на которые пока нет ответа. Здесь как бы сливаются воедино материальное и нематериальное, естествознание и мистика, наука и высшее откровение. Способность сидов и эльфов делаться невидимыми сближает их с некоторыми другими мифическими существами, например, уральской чудью (и здесь), а их Волшебная страна сродни другим сокрытым от глаз людей местам, таким как град Китеж на озере Светлояр, Агарти, Белогорье,… и конечно же Шамбала.
Большинство людей считают информацию обо всех этих местах не более чем красивыми легендами. Но среди них есть и те, кто верит, что они были раньше и продолжают существовать в наше время, став невидимыми для непосвященных - "погрязших" в пороках современной цивилизации людей. Тем более, что предания многих народов говорят о том, что когда-нибудь "произойдет "последняя решающая битва сил зла и невежества (людей) с силами чистого и непорочного, скрывшегося от них", и после этого наступит новая эра господства на Земле богоизбранных народов, "чистых душой и телом", которые, как минимум, однажды были вынуждены уйти с нашей планеты или с ее поверхности из-за пороков людей.»