Жизнь - это движение из мрака, в котором я не существовал, к мраку, в котором я не буду существовать. К. Ясперс.
Как известно, нейроны в человеческом мозгу интенсивно рождаются, и только рождаются, до тех пор, пока зародыш находится в чреве матери, да и то это длится только в течение нескольких месяцев.После чего процесс рождения замедляется, останавливается и начинается процесс гибели. К тому времени, когда существо рождается на свет, нейроны уже только гибнут, и с каждым прожитым годом все более интенсивно. Не зря говорится, что человек начинает умирать, еще не родившись. Гибель нейронов означает начало процесса обучения. Сказанное означает, что у человеческого существа, именно как у человеческого существа, нет и не должно быть памяти о первых минутах жизни эмбриона. Эта память начинает формироваться лишь с началом гибели нейронов.
Массовый процесс рождения нейронов напоминает размещение на шахматной доске фигурок для игры, которые ставятся отнюдь не по правилам. С точки зрения стороннего наблюдателя все выглядит весьма хаотично и нецеленаправленно, как будто ребенок, незнакомый с правилами игры, расставляет фигурки, которые тут же начинают самостоятельную жизнь, вступая в конфликт друг с другом и погибая при этом. Композиция на доске начинает меняться в соответствии с правилами хождения каждой отдельной фигуры. Зная начальные данные и правила, можно определить множество возможных вариантов (сценариев) развития и гибели данной системы.
Откуда берутся начальные данные о размещении фигур на доске? Предположить, что все здесь происходит хаотично, - это значит отрицать возможность целенаправленного движения в природе. Для объяснения ситуации привнесем в модель такие понятия, как: "генетическая память", "самозарождающаяся сеть" и "саморазрушающаяся сеть". Под "генетической памятью" будем понимать закон распределения связей между нейронами, определяющий их рождение.
Партия обучения всегда играется до конца. Человек пытается приспособиться к жизни через ее понимание, расплачиваясь за это игровыми фигурками-нейронами. Обучение - это способ выжить, но плата за обучение - это гибель базовых элементов. Для того, чтобы организму жить, он должен "сжигать" себя изнутри. Смерть стирает уцелевших.
Можно начинать новую партию. Новая расстановка фигурок полностью стирает остатки памяти о прошлом. Новое рождение уничтожает историю. Но надо отметить, что процесс рождения, эквивалентный в нашем примере процессу расстановки фигур на доске, на самом деле не может быть хаотичным, а значит, бессмысленным. Как известно, в процессе созревания эмбрион вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа. С моей точки зрения, это не просто кино, это учебный фильм, в ходе которого реализуется программа самообучения эмбриона. На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни. "Разность генетических потенциалов" порождает нейроны на соответствующем месте с соответствующими связями. Таким образом нереализованное напряжение прошлого врывается в настоящее, искривляя его пространство рождением новых элементов. Эмбрион обучается, используя механизм самозарождения. Генетическая память отображается в количество нейронов и их связи друг с другом. Этот этап можно назвать этапом синтеза, в противовес начинающемуся сразу по его окончании этапу расщепления и уничтожения. Чем большей сложности удастся синтезировать структуру, тем большему ее удастся в дальнейшем научить, используя механизм саморазрушения.
Более того, подобный подход объясняет, почему человек способен вспомнить и остро пережить (например, в состоянии гипноза) те события, которых не было в его жизни (Моуди. Жизнь до жизни). В силу того, что память распределена по всему множеству нейронов, по их связям между собой, по их весовым коэффициентам, можно утверждать, что человек уже рождается "набитым" неизвестными ему воспоминаниями". В течение жизни эти воспоминания постепенно разрушаются новой информацией. Однако существуют специальные приемы (ЛСД, специальные сновидения, гипноз, медитация), позволяющие отобразить активное сознание в еще не использованные (не разрушенные) структуры, хранящие генетическую память, и тогда получатся и "девять предшествующих жизней Раймонда Моуди", и многое другое. В результате мы имеем сменяющие друг друга процессы рождения и гибели. И те, и другие направлены на обучение.
Все, о чем здесь говорилось, касается не только мозга, то же самое можно увидеть на уровне человеческого общества, когда уничтожение членов этого общества приводит к возрастанию мощи этого общества. Однако, когда численность становится меньше критической для поддержания и/или развития конкретного технологического уровня, начинается регресс.
Из книги С.П.Расторгуева "Инфицирование как способ защиты жизни".