Иконография мастера представлена в упомянутом альбоме двумя автопортретами. Акварель 1855 года в фондах Государственного Эрмитажа, дважды воспроизводилась М.Барушем в изданиях, посвященных его коллекции. Второй портрет находится в частном собрании; датирован 1840 годом и, очевидно, написан в связи с присвоением Гау звания придворного художника. Поводом для определения портрета середины 1830-х годов из Русского музея послужила надпись на обороте: «Автопортретъ Гау?», сделанная рукой владельца В.Н.Аргунтинского-Долгорукова Некоторое сходство между юношами на портретах, существует, однако они представляют совершенно разные типы: акварель из частного собрания - романтика с ясным выражением лица, рисунок из музея - молодого человека, в чуть ироничном взгляде которого сквозит самоуверенность. Вероятно, на портрете изображен младший брат художника, Александр.
«В.И. Гау: Портрет Анны Александровны Олениной »
В процессе работы над альбомом-каталогом обрели имена портреты, считавшиеся изображениями неизвестных лиц: великой княгини Елены Павловны (1837, ГТГ) и ее дочерей Марии и Екатерины (1836, ГТГ), светлейшей княгини Софьи Григорьевны Волконской (1841, собрание А.В.Руденцова, Москва), в доме которой, снимал квартиру А.С.Пушкин, дочери князя П.А.Вяземского Марии Петровны Валуевой, (1845, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых), родственницы М.Ю.Лермонтова Марии Васильевны Столыпиной (1840, ГРМ), одной из «модных женщин сороковых годов», Ольги Николаевны Скобелевой (1842, Нижегородский государственный художественный музей), матери генерала М.Д.Скобелева, Авроры Карловны Карамзиной (1847, ГМО «Художественная культура Русского Севера»), и многих других.
В.И.Гау с немецкой пунктуальностью подписывал законченные работы, в правой части листа кистью или графитным карандашом латиницей с обязательным инициалом «W». Даже его авторские повторения, имеют подпись с пометой «cop.» или «copie». Копий, с его оригиналов, известно немного; более сложно установить, является ли он автором оригиналов, по которым выполнены литографированные портреты, не имеющие подписи художника, но стилистически близкие к его работам.
« В.И.Гау: граф Петр Петрович Ланской, 1846 год»
В 1846 году Гау по заказу Императорского двора писал портреты офицеров лейб-гвардии Конного полка для памятного альбома, одного из старейших кавалерийских полков России. 7 ноября 1846 года Император Николай I торжественно отметил пятидесятилетие шефства над полком. Это событие и было увековечено в альбоме, в 1928 году переданном в Институт русской литературы — Пушкинский Дом. Альбом заключен в переплет красного сафьяна, изготовленный в петербургской мастерской Й.К.Лауферта. В центре крышки - накладки золоченой бронзы с изображениями двуглавого орла и арматуры из вооружения и экипировки Конной гвардии. На плотные с золотым обрезом листы наклеено 86 портретов, под которыми указаны имена офицеров, год рождения и дата вступления в полк. В альбоме 7 акварелей полковой жизни павловской и николаевской эпох. Их автор — баталист К.К.Пиратский, соученик В.И.Гау по Академии художеств.
Портрет императора Николая I. 1847. Бумага, акварель, белила, карандаш.
Открывается альбом портретом державного шефа полка Императора Николая I. В «Нашем наследии» это издание описано сотрудником Эрмитажа Виктором Файбисовичем 25, представлены портреты командиров полка - генералов графа А.Ф.Орлова, барона Ф.П.Оффенберга, барона Е.Ф.Мейендорфа, А.А.Эссена и генерал-майора графа П.П.Ланского, «особым знаком царской милости» назначенного командиром Конного полка в 1844 году. Продолжают галерею портреты генералов, офицеров, а также низших чинов и нестроевых. Предполагалось поместить в альбоме также портреты жен полковых офицеров; позднее для альбома, по желанию Императора, Гау исполнил единственный женский портрет - супруги командира полка Н.Н.Ланской, рожденной Гончаровой, в первом браке Пушкиной. Художник хорошо знал свою модель - Его кисти принадлежат, включая и авторские повторения, пять портретов Натальи Николаевны, написанных в 1842–1843 годах. Существовал и шестой портрет Пушкиной, исполненный Гау в 1843 году по заказу Императрицы Александры Федоровны для ее альбома. На акварели она изображена в костюме Ревекки, в котором имела большой успех на одном из костюмированных балов. Местонахождение этой акварели неизвестно.
В. Гау: Н.Н. Пушкина-Ланская,1849 г. (Из альбома Лейб-Гвардии конного полка). Бумага, акварель
Туалет Н.Н.Ланской - белое платье и венок из красных роз - соответствуют основным цветам полка. На шее - сапфировый фермуар - подарок Императора ко дню ее свадьбы с П.П.Ланским. «Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин обаятельнее Пушкиной, - вспоминал писатель граф В.А.Соллогуб, — но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого профиля я не видел никогда более, а кожа, глаза, зубы, уши! Это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при ее появлении» 26.
Первые акварели альбома написаны Гау в конце 1846 года, а к осени 1849 работа завершена. Гау раскрыл индивидуальность каждого изображенного, сумев уловил за внешним стереотипом характерные особенности моделей. Альбом лейб-гвардии Конного полка стал своего рода образцом, по которому созданы альбомы лейб-гвардии Кавалергардского и Измайловского полков, в работе над которыми В.И.Гау принимал участие.
В.И.Гау. Портрет графа Э.К.Гуттен-Чапского. 1849. Бристольский картон, акварель, белила, лак.
В 1851 году в честь 25-летнего шефства Александры Федоровны над Кавалергардским полком Императрице поднесли серебряный ларец, крышку которого украшали пять статуэток, изображавших Императора Николая и «4-х кавалергардов разных времен». Он был заказан на фабрике серебряных изделий И.П.Сазикова (1793/1794–1868), коммерции и мануфактур-советника, поставщика двора. В ларец вложены «История Кавалергардов и Кавалергардского Ея Величества полка» полковника А.В.Висковатова, а также портреты шефов, командиров, офицеров полка и рисунки, изображающие батальные и мирные сцены из жизни кавалергардов. Авторами 98 работ были «лучшие акварелисты - Соколов, братья Гау, Садовников и Шарлемань». В 1899 году Император Николай II передал ларец на вечное хранение в офицерское собрание полка. После революции ларец хранится в Музее армии в Париже, а его содержимое остается загадкой. Из акварелей серии, известны 10 работ В.И.Гау: Это портреты шефа полка Императрицы Александры Федоровны, сына и внука - великих князей Александра Николаевича и Николая Александровича, командиров полка графа С.Ф.Апраксина, Р.Е.Гринвальда, барона И.А.Фитингофа, С.Д.Безобразова, также офицеров — принца А.Гессенского, графа П.Д.Киселева и светлейшего князя А.И.Чернышева 27.
Альбом, лейб-гвардии Измайловского полка, для которого в 1851 - 1854 гг. Гау написал 112 портретов, хранится в собрании Государственного Эрмитажа. 28 Учрежденный императрицей Анной Иоанновной в 1730 году, Измайловский полк участвовал во многих военных кампаниях. 28 мая 1850 года отмечался полувековой юбилей шефства над полком Николая I. По этому случаю и был исполнен альбом, поднесенный Императору; история его создания и оформление повторяют альбом Конного полка.
«В. И. Гау. Император Николай I 18 февраля 1855 года »
В 1855 году придворному художнику «по высочайшему повелению» поручено исполнить портрет Императора на смертном одре; рисунок, хранящийся в собрании Исторического музея, датирован 18 февраля 1855 года. «В минуту, когда смерть возвратила мягкость прекрасным чертам его, которые так сильно изменились благодаря страданиям, подточившим Императора и преждевременно сокрушившим его, — в эту минуту его лицо было красоты поистине сверхъестественной. Черты казались высеченными из белого мрамора; тем не менее, сохранился еще остаток жизни в очертаниях рта, глаз и лба, в том неземном выражении покоя и завершенности»29, — вспоминала фрейлина А.Ф.Тютчева. В том же году Гау исполнил с портрета несколько акварелей и миниатюр для императорской фамилии. В собрании Государственного Эрмитажа хранится вариант этого портрета. На акварели рядом с почившим императором художник в образе ангелов изобразил скончавшихся его дочь великую княгиню Александру Николаевну и внучку Александру Александровну.
Портрет Гаральда Гау, сына художникаm 1852 год.
Безусловно, у художника, есть и менее удачные работы, что связано в основном с образной характеристикой модели. В.И.Гау в своих характеристиках более сдержан. Возможно, сдержанность объясняется кругом портретируемых лиц — императорская семья, придворные; влиянием изобретенного в 1839 году дагеротипа и активно развивающейся фотографии. Нельзя также забывать, что художник должен выполнять любое пожелание заказчика; в портретах людей, близких художнику, появляется иное отношение к модели, явственнее ощутим интерес к внутреннему миру человека.
Произведения художника 1860–1890-х годов единичны - от длительной, почти ювелирной работы слабело зрение художника. На склоне лет он «стал писать масляными красками, но лишь для своего удовольствия. Очень рано отказался, еще бодрый физически и умственно, живописец от своей деятельности и только случайно брался за кисть» 32. В.И.Гау скончался 11 марта 1895 года в 79 лет от воспаления легких. Его могила находится на Смоленском лютеранском кладбище, одном из самых старых кладбищ Санкт-Петербурга, возникшем в середине XVIII века в южной части острова Голодай (ныне остров Декабристов). Здесь же покоится его жена Луиза. На могиле сохранилось надгробие голубого мрамора с ее барельефом; бюст художника утрачен, как и многие памятники наших великих соотечественников, здесь похороненных.
Примечания
3 Нива. 1895. № 15. С. 363.
4 Ракова М.М. Русский камерный портрет второй четверти XIX века. // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М., 1966. С. 271.
5 Волгина Ю.И. Акварельные портреты В.И.Гау из собрания Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени. М., 1989. С. 3
6 Там же. С. 3, 9