Сказания о маке уходят своими корнями в глубокую античность. У Древних греков мак благодаря своей плодовитости считался цветком богини Геры, которая отвечала за плодородие и супружество. Однако самая распространенная легенда о маке связана не с язычеством, а с христианством.
После создания мира Богом все были счастливы: и люди, и животные, и растения, и небо, и вода. Только Ночь осталась несчастной. Ее очень печалил тот факт, что ей приходится скрывать под своим покровом природные красоты. Она придумывала разные хитрости — звезды, светлячков, чтобы хоть как-то стать светлее. Но все было напрасно. Ночь недолюбливали и люди, она пугала и навевала тоску. Бог решил сжалиться над бедной Ночью и создал Сновидения. С тех пор Ночь перестала пугать, наоборот, ее стали ждать, как желанную гостью. И на первозданной Земле все было спокойно и замечательно, пока в людях не проснулся грех. Человек задумал убить своего ближнего. Сон старался воспрепятствовать этому, но грех был слишком силен и не подпустил к себе сновидения. Тогда Сон разозлился и ударил оземь своим жезлом, Ночь пришла на помощь и вдохнула в него струю жизни. Так на нашей планете появился мак. Который до сих пор сохраняет свою вызывающую сон силу.









































Мак – мифопоэтический образ – знак сна и смерти, а цветущий – небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования.
В Йоркшире – мак называют «слепой удар», поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. В Провансе – мак считается цветком ангелов, т.к. его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Св.Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.
У нас, в России, хотя цветы мака и не имеют особого значения в церковных празднествах, но церковные главы носят часто название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась даже постоянно народным эпитетом «золотые маковки». 
Здесь, конечно, название маковок относится более к верхней части головы, которую мы обыкновенно называем «макушкой, маковой»; тем не менее некоторая, вытекающая из сходства маковой головки с нашей головой символика наблюдается и во многих русских поговорках и песнях. 
Символика эта, впрочем, существовала уже и у древних греков, которые называли мак — kodeion, а человеческую голову — kodeia, и особенно у древних римлян, у которых Нума вместо приносившихся в прежнее время в жертву Юпитеру человеческих голов стал приносить маковые головки. 
То же самое случилось и с зверским умилостивительным жертвоприношением детских головок богине Мании — призрачному существу, имевшему будто влияние на жизнь детей. Юнием Брутом детские головы были заменены здесь головками чеснока и мака.











В Фландрии и Брабанте маки называют "sprokelloem" – "цветы привидений", т.к. существует поверье, что нельзя не ходить на поля мака, потому что цветы его высасывают кровь.
В Китае маки символизировали уход от дел, отдых, красота, успех; однако, как источник опиума – распад и зло. 
Собирание мака представляется символом невозможности чего-либо выполнить или вообще громадного затруднения.

















Усыпляющие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.
Он был атрибутом бога смерти – Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками. Храм и статуя богини плодородия и супружества – Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы – Церера. Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греч. mecon, makon – мак).







Мак отчасти связан с древнегреческой богиней земледелия Деметрой (у римлян - Церера) и ее дочерью Персефоной (Прозерпиной) - как символ зимнего сна природы. Христиане заимствовали некоторые аспекты этой традиции, сделав красный мак символом "смертельного сна" и самопожертвования, он олицетворяет страдания Христа.
В Греции мак называли “dylephilon” – “любовный шпион”, т.к. девушки, обрывая его лепестки и положив их на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, били по ним ладонью и по силе хлопка определяли, как сильно влюблен в них их возлюбленный. Позднее это гадание стало известно в Германии под названием “klatschrose” – “роза-хлопушка”, только оно перешло в разряд детских игр.







Есть несколько легенд, связанных с появлением мака. Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула. 
С маком иногда и изображали Персефону – ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов – как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде – он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. 
Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды







Мак издавна считается цветком сна и забвения, поэтому он и имеет такое значение в толковании снов: Если во сне вы будете вдыхать аромат мака, то в действительности станете жертвой лживых уговоров и лести. Если вам приснился цветущий мак, то предвещает пору чарующих удовольствий и приятных занятий, но все это будет очень зыбко и непрочно. Если во сне вы видели семена мака или ели какое-нибудь блюдо с маком, то вам вскоре представится случай, который потребует от вас проявить свою дальновидность. Большое значение мак имеет в магии, где чаще всего использовался мак-самосейка, цветущий белыми цветками. Он считается сильным средством в любовной магии, считается, что для этого семена нужно собирать собственноручно, вечером, в ночь на растущую Луну, причем обязательно в ладонь правой руки. По поверьям, для привлечения любви нужно носить в кармане несколько семян мака. Мак является оберегом от различной нечистой силы:
• от ходячего покойника: его клали в гроб покойнику, подозреваемому в знахарстве, сыпали его в могилу и вокруг могилы самоубийцы, висельника, колдуна, приговаривая: “Тогда в дом войдешь, когда этот мак соберешь (пересчитаешь, съешь)” (Украина, Польша).
• Маком - самосейкой, лежавшим на столе в Сочельник, осыпали весь дом, идя по солнцу, чтобы предотвратить посещения вампира. Во время похоронной процессии бросали его вслед гробу, сеяли его по дороге от дома до кладбища. 
• Еще он обладает способностью противодействовать нечистой силе: пока демон не соберет множество рассыпанных маковых зернышек, он, по поверьям, не может двинуться дальше и нанести вред.

Также он защищает от колдунов, ведьм и дурного глаза:
• Им осыпали угол, где лежала роженица с новорожденным (чехи, словаки). 
• В свадебных обрядах сыпали его в чулок невесте (Воронежский край), давали новобрачным с собой маковую головку для защиты от колдунов и дурного глаза. 
• Маком сыпали в хлеву и вокруг хлева с приговором: «Кто этот ведюк (белый мак) соберет, тот от моей коровки спор заберет»; после отела осыпали корову и теленка с теми же словами (Полесье, Закарпатье, Словакия, Хорватия). 
• Отелившейся корове просверливали рог, сыпали туда освященный Мак и забивали осиновым колышком; к правому рогу коровы привязывали узелок с ладаном и Маком. (Украина).
• В Сочельник хозяева обходили с рождественским хлебом, медом и Маком двор и густо посыпали им около коровника, «щоб відьми, його визбираючи, не могли приступите до худоби». (Украина) 
• По поверьям, стоит маком обсыпать дом - и все козни ведьм окажутся недейственными. Только он для этого должен быть освящен на св. Маковия, то есть в день мучеников Маккавеев, 1 августа.




















Мак также защищал людей и скот от змей: в канун годовых праздников обсевали, окуривали маком хату, клали его на окно, чтобы змеи не заползали в дом; им осыпали корову, чтобы ее не укусила змея. В Чехии его использовали в Сочельник – кормили кур, чтобы получить от них столько яиц, сколько зерен Мака склюет курица.








Мак нашел свое отражение и в устном народном творчестве, про него придумано множество загадок, которые отображают его свойства: 
• Мертвым в землю упал, живым из земли встал, красну шапку уронил и людей усыпил. (Мак)
• Стоит дуб, полон круп, шапочкой накрыт, гвоздиком прибит. (Мак) 
• Кину порохом, станет городом, Красной Москвой, Белой Литвой. (Мак) 
• Под одним колпаком семьсот казаков. (Мак)
• Росло-повыросло, из земли повылезло, алой лентой облупилося. красным девушкам полюбилося. (Мак)
• Стрелочка-самоделочка, сама строится, сама делается, на стрелочке городок - семьсот воевод, тысяча бухар, полтораста татар. (Мак)








Еще с помощью мака люди пытались заглянуть в будущее, например:
• Возьмите сухую коробочку с семенами, проделайте небольшое отверстие и удалите семена, Напишите вопрос на небольшом кусочке бумаги желтого цвета. Сложенный кусочек бумаги поместите в коробочку и положите около кровати. На рассвете вы узнаете ответ на вопрос из пророческого сна. 
• Если в полночь под Рождество стать на перекрестке двух дорог со ступкой, в которую насыпать мак, и три раза ударить в нее пестиком, то в раздающихся глухих звуках можно узнать о событиях наступающего года (Германия). 
Несмотря на полезные свойства, Мак считался также и несчастливым цветком:
• К Оксфордшире в наше время считают плохой приметой приносить дикий мак в дом, а некоторые говорят, что лучше вообще его не срывать.
• Запрет на его присутствие в доме не повсеместен, но недобрая репутация как растения, вызывающего мелкие неприятности, сопровождает его во многих регионах. 
• Почти везде дети говорят, что если заглянуть внутрь маковой коробочки, то ослепнешь, хотя бы временно.
• Говорят, что если мак окажется прижат к уху, это вызывает дикую ушную боль.
Мак нашел свое применение и в кулинарии – из него делают начинку и просто добавляют в выпечку.



















































Давным-давно в Индии, на берегу Ганга, жил бенгальский пророк. У него была любимая мышка, которую он превратил в кошку из страха, что какая-нибудь кошка может её съесть.
Затем он превращал кошку в целый ряд других животных – в собаку, в кабана, в обезьяну - чтобы каждый раз она могла удрать от враждебного ей животного.
Наконец, она была превращена в величественную принцессу по имени Маковое Семя, в которую влюбился король.
Король женился на ней, но принцесса вскоре погибла, свалившись в колодец, когда поливала растения в своём саду.
Тогда пророк засыпал колодец землёй, и на этом месте вырос мак.
Пророк сказал людям: «Те, кто станет употреблять опиум, будут иметь все качества животных, в которых превращалась мышь.
Вначале они будут резвыми и игривыми (как мышь).
Затем - любящими молоко, кусающимися и царапающимися (как кошка).
Потом - дерущимися (как собака).
Затем – яростными и очень опасными (как кабан).
Потом – кривляющимися (как обезьяна)
Затем – величественными (как королева).
Но они обязательно кончат свою жизнь падением на самое дно…».







Когда на земле появились первые люди, природа поза6отилась о том, чтобы они не только охотились и работали, но и спокойно отдыхали. Для отдыха природа подарила людям Ночь.
Ночь прятала от людей окружающий мир, чтобы люди ничего не видели и спокойно спали. Однако, несмотря на это, люди и ночью продолжали бодрствовать.
Ночь, чувствуя бессилие, кутала голову в туман и потихоньку плакала, и на земле от ее слез появлялась роса. Увидав опечаленную Ночь, природа сжалилась над ней и послала в мужья Сон: вдвоем с мужем, думала природа, ночи легче будет успокаивать людей и заставлять их спать...
И правда, Ночи и Сну стало легче справляться с людьми, но не все им повиновались.
Тогда природа позаботилась о том, чтобы у Ночи и Сна появились Дети - сновидения, которые смогут отвлекать людей и заставлять их забываться.
И все-таки ни Ночь, ни Сон, ни Сновидения не смогли до конца усыпить озабоченного человека.
Сон рассердился на собственную слабость, воткнул в землю царственный жезл и полетел
прочь.
Сновидения окутали жезл грезами, Ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и открылся красивыми цветами.
Так появился на земле мак.






















Издревле известны успокаивающие свойства мака, точное описание которых было дано Теофрастом, «отцом ботаники». Маковый сок использовали как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий называл мак «lathean», что означает «дающий забвение». По утверждениям Гиппократа, маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид же предупреждал, что сок мака в больших количествах способен убить человека.










Во многих местностях есть поверье, будто мак – это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ воинов, погибших на полях битв. Основной причиной такого поверья является, конечно же, окраска цветка. Но на самом же деле обилие на таких полях мака легко объясняется тем, что эти поля по обыкновению закрыты для скота, из-за чего цветы имеют больше времени чтобы дозреть и развеять ежегодно многочисленные семена. Со временем эти поля чуть ли не сплошь покрываются ярко-красными цветами.






















Детей запугивают тем, чтобы они не ходили на поля мака, так как цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".








«Среди полей и вдоль дорог,
Как огоньки алеют маки.
Цветок чудесный создал Бог,
Крови своей, оставив знаки.» 




















http://oculus.ru/blog.php?id=2644

http://lenagold.ru/fon/flo/mak/tale/mak1.html







URL записи