ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих –НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ


• Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этих желаний.
• Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
• Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.
• Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.
• Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.
• Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.
• Подлинно бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.
• Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
• Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.
• Нечистая совесть, как осознание себя наперекор самому себе,, всегда предполагает наличие идеала.
• Нечистая совесть со все большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи превращены в абсолютное.
• Ничто великое в мире не совершается без страсти.
• Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.
• Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
• В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.
• Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
• Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
• Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.
• Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.
• Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.
• Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.
• Мужество по отношению к истине — первое условие философского исследования.
• В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.
• Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.
• Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе.
• Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.
• Речь — удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им.
• Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть.
• Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.
• Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая.
• Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.
• Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.
• Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».
• Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогает.
• Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.
• Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.
• Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.
• Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой действительности.
• Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.
• Характер — это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.
• Человек воспитывается для свободы.
• Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.
• Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.






URL записи