ХРАМ ЛИТЕРАТУРЫ ВЬЕТНАМА
В 1010 г. император Ли Тхай То, основатель династии Ли, решил перенести столицу из Дайла в стратегически выгодный район. Когда корабль причалил к берегу, императору вдруг привиделся, сказочный золотой дракон, взлетающий в небо.
Это считалось хорошим предзнаменованием, и Ли Тхай То решил назвать свою столицу «Тханг Лонг», что в переводе означает «Взлетающий дракон». В течение тысячи лет под различными названиями — Тхай Лонг, Донг Кинь, Донг До и наконец, Ханой (1831), что в переводе означает «окруженный рекой», этот особенный город оставался сердцем всей страны.
Ханой, благодаря своей смеси восточного стиля и западного обаяния, является одним из самых очаровательных городов азиатского региона.
уличные продавцы цветов
Визитной карточкой столицы являются великолепные озера, овеянные легендами - Hoan Kiem lake, West Lake и т.д., древние кварталы - с узкими шумными улицами, где постоянно что-то происходит, изящные виллы в колониальном стиле, широкие бульвары, экзотические и яркие пагоды и храмы. ...
храм на одном столбе
Храм Литературы
Многих посетителей с Запада удивляет сама формулировка – как это, «храм литературы», неужели есть «религия литературы»? Разве возможно ли в западной культуре нечто подобное, поклоняться и молиться, скажем, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину или же Дюма и Гюго? Во Вьетнаме сильны традиции религии конфуцианства, а потому почитание литературы и философии возведено здесь на высочайший духовный и культурный уровень.
На протяжении веков здесь проводились не только ритуалы и молебны, но так же устраивались концерты, а главное – проходили государственные экзамены для чиновников самого высшего ранга. Чиновники в древности, чтобы заслужить солидные полномочия и почет в обществе, должны были пройти целую череду сложнейших экзаменов – они изучали философию, астрологию, законы, религию, и даже музыку, и основы стихосложения, и живопись, и каллиграфию. Результаты экзаменов наиболее успешных студентов с почестями высекались на специальных памятных стелах, которые ныне хранятся в этом музее и наделяются магическое силой и религиозным смыслом (в этом храме-музее нередко можно видеть вьетнамских школьников и студентов, молящихся об успехах в учебе!). Чиновник в старые времена во Вьетнаме был не просто «слуга народа», а образец высокой духовности, идеал нравственности, учености и честности. Если чиновник переставал быть «идеальным», то он мог быть осужден на смертную казнь или на всеобщее презрение и изгнание, что в те времена было куда страшнее даже смерти и конфискации имущества…
Так было тысячу лет назад, так есть и в наши дни. Достаточно лишь сказать, что вьетнамские школьники заучиваю наизусть целые философские трактаты (притом - на старо вьетнамском языке!), произведения древней поэзии, а ещё …трактаты В.И. Ленина, труды Хо Ши Мина и историю Компартии Вьетнама. И все это абсолютно гармонично вписываются в древнейшую культуру, идет в одном ряду с религиозными верованиями, с поклонением духам предков и с учением Будды! В храмах Вьетнама поклоняются духам великих полководцев, правителей, святых, и совершенно особое место занимает поклонение авторам исторически ценных и мудрых текстов.
Изначально храм Литературы был посвящен Конфуцию, но со временем территория архитектурного комплекса разрасталась и добавлялись кумирни и памятные стелы в честь национальных вьетнамских мудрецов.
Приблизительно в 2 км к западу от озера Хоанкьем (Hoan Kiem) находится древнейший архитектурный комплекс в Ханое - Храм Литературы (Van Mieu).
Храм Литературы был предназначен для прославления ученых и деятелей просвещения.
Храм был основан в годы правления династии Ли (1009-1225) в 1070 г. и посвящен философу Конфуцию.
Здесь на протяжении 7 веков обучались китайские мандарины, Храм Литературы был первым университетом в Ханое.
До четырнадцатого века храм Литературы являлся главным конфуцианским храмом во всем Вьетнаме. Здесь же был построен университет, который предназначался для обучения детей императорской семьи. Позже в университет стали принимать студентов и из других сословий.
В 1484 году император Ле Тхань Тонг приказал установить в храме стелы, на которых записывались имена, место рождения и достижения людей, получивших докторскую степень на экзаменах, проводившихся раз в три года начиная с 1442 г. Хотя между 1442 и 1778 годами было проведено 116 экзаменов, однако, когда практика занесения имен на стелы прекратилась, то в храме оказались лишь 82 стелы.
Комплекс создан как копия храма Конфуция в Цюфу (Китай), разделен на 5 двориков, каждый из которых плавно перетекает один в другой через декоративные ворота.
В первых двух дворах разбиты газоны, центральная дорожка делит комплекс на 2 симметричные половины.
В третьем располагается Источник Небесной Чистоты
, в каменных постройках по периметру располагаются самые ценные реликвии храм – 82 стелы, на которых высечены имена выпускников Храма.
На территории Храма Литературы примечательны также Храм Конфуция, Зал Музыки, Национальная академия и «живые» шахматы – поля которых располагается в четвертом дворике.
Большую ценность коллекции этого уникального храмового музейного комплекса представляет коллекция лаковой скульптуры. Внутреннее убранство храмовых алтарей поражает богатством и искусностью исполнения скульптуры и рельефов из красного и черного лака, изящество и тонкость позолоты и мерцание бронзы передают атмосферу тысячелетней древности и внутренней гармонии, умиротворения и мудрости.
В павильонах выставлены старинные свитки и книги, образцы каллиграфии и живописи, музыкальные инструменты, среди которых, пожалуй, центральное место занимает «дантырын», инструмент, составленный из скрепленных между собой палочек бамбука разной величины и воспроизводящий тончайшие градации музыкальных тонов, ни чуть не уступающий современному фортепиано.
В дни праздников, участники в красочных костюмах изображают определенную шахматную фигуру и передвигаются в соответствии с указаниями игроков.
Шахматы (ко-тыонг) весьма популярны во Вьетнаме, в игру генералов играют сегодня около 20 миллионов человек.
Как традиционная игра шахматы - неотъемлемая часть народных праздников (фестивалей).
Проводятся напоминающие театральные постановки партии в “живые шахматы” – ко-нгои (co-nghoi, human chess), в которых парни и девушки играют роль шахматных фигур.
<Игра в шахматы во дворе Храма в Ханое
Но шахматная игра имеет и свое аристократическое прошлое. Во времена династии Ле (1428-1527) в Ханое (Тханг Лонг) в честь короля организовывались шахматные состязания (турниры), в которых принимали участие самые сильные игроки страны.
архивная фотография
Эти турниры проводились в пагоде Чуа Вуа (Chua Vua, в Королевском дворце) в первые дни лунного года в честь Де Тита (бога Индры). Как часть турнирной програмы так же играли и в живые шахматы Любопытно отметить, что в те же времена в Японии проводились подобные турниры по игре Го (осиро-го), которые по своей значимости напоминают вьетнамские шахматные турниры.
Любопытна легенда, с которой связываются турниры в Чуа Вуа. В литературе XV-XVI века рассказывается, как однажды мясник Чыонг Ба (Truong Ba) хвастался, когда победил он одного китайца, что он такой сильный игрок, что сможет выиграть игру даже у самого Индры (Де Тхить). Тогда появился какой-то старик в ветхой шляпе и с бамбуковой палкой, который неожиданно победил мясника. Для Чыонг Ба этот эндшпиль был как гром с ясного неба, его противник оказался сам Индра – бог грома. В изумлении он упал на колени, чтобы выразить признание гения Индры, и попросился к нему в ученики. С тех пор Индра стал божественным покровителем шахматной игры .
В шахматы во Вьетнаме играют везде,это поистине народная игра
фигур Существуют разные способы проведения игры, например, шахматы с людьми в качестве фигур (или карточные шахматы) – под игру барабанщиков участники игры должны правильно расставить фигуры на доске Участники праздника могут также играть на широких полях, где вместо фигур передвигают шесты с названием фигур по заранее приготовленным дыркам для них.
Могут также использоваться в качестве фигур фонарики, которые передвигают по веревкам, могут придумать дополнительные условия игры, например, перед ходом нужно декламировать двустишие из поэмы «Киеу», или выступать, демонстрируя умения владеть веером, как оружием БИ, после показа элемента из комплекса куен передвигают фигуры, или передвигают фигуры движением из комплекса куен. И в конце концов участники праздника вполне могут играть и на обычной шахматной доске по традиционным правилам игры.
На шахматных фигурах, используемых в рамках турнира, должны четким почерком написаны их конкретные названия, стороны имеют всего 16 красных и 16 черных фигур. Игра заканчивается победой одной из сторон, когда другая сторона больше не может сделать ход «генералом», но нередко игра также заканчивается вничью. Участникам игры надо хорошо рассчитать каждый свой ход, и предвидеть дальнейшие положения
,
аwm-painting.ru/Muzei_Yugo-Vosto
Иллюстрированный журнал Вьетнам (BAO ANH VIET NAM), №1, 2007