Человек в лабиринте города и Ведическая Астрология как искусство духовной озаренности



Часть 1. У Хулио Кортасара есть замечательные строки про то, как герой его книги выходил по вечерам и пускался бесцельно бродить по городу, пролагая свой хаотический путь в бесконечном лабиринте его улиц и предоставляя ход событий случаю. И тогда в самом деле порою происходили неожиданные встречи и интересные происшествия, приводящие к уникальным открытиям по жизни или даже прозрениям. На наш взгляд, это замечательно характеризует то, что есть город функционально как объект. Город - есть место ДОСТАТОЧНОЙ множественности, где события и встречи в принципе МОГУТ произойти. Или это место, чреватое со-бытиями, в смысле потенциала совместной бытийственности. Для сравнения, например, герои многих волшебных сказок попадали в чистое поле, характеризующее пустоту и изолированность, предоставленность героя сказки самому себе, без поддержки извне, уязвимость и открытость любым исходам, непредсказуемость. Город же предполагает наличие со-общества, то есть населенной среды обитания, сущностью города является встреча, или, скорее, мистерия-игра возможности встречи. Квинт-эсенцией города в истории всегда выступало пространство, специально организованное для встреч или сбора публики – агора (др. греч.), майдан, главная соборная, торговая, или рыночная площадь. Однако в наши времена возникновение Интернета, всемирной коммуникационной сети, и глобализация экономики, закономерно приводят к глобализации социальнно-событийных пространств, к размыванию границ и исторического понятия город. Хотя сегодня локальность города все ближе ассоциируется с персональной физически-телесной представленностью и проявленностью человека, все же бродить по лабиринту города теперь каждый может виртуально, не выходя за пределы своего дома.

Часть 2. Итак, человек бродит по лабиринту города или совершает браузинг по Интернету. Отчего ему не сидится дома - физически и вуртуально? Бродит, вглядываясь в очертания предметов, наполняющих город и неизбежно ускользающих в темноте от взгляда. Неоновые вывески не помогают, а лишь затрудняют поиск, отвлекают от чего-то главного, но такого же неуловимого, как и контуры предметов теряющихся в темноте. Что ищет человек? Надеется ли обнаружить нечто неопределимое и неопределенное в ответ на метания своей души, поддержку ли дружественного сообщества, родственные души, приятие его идей, стремлений, успокоение, вибрации - в резонанс себе самому, в отклик, на суть того, что есть он сам? Список предположений можно было бы продлить, если не до бесконечности, то по крайней мере значительно дальше, но очевидно, что для каждого ментального бродяги ответ на этот вопрос будет звучать, безусловно, индивидуально, иногда в чем-то пересекаясь, иногда расходясь с другими, как в шутку говорится, "с точностью до наоборот". При этом хочется заметить, забегая немного вперед, что с астрологической точки зрения, мы не поддерживаем и даже полагаем вредным древний миф о двух половинках, на которые человек якобы был разделен при сотворении мира, и что, согласно такой онтологической предпосылке, в дальнейшем человек, как правило, не в состоянии почувствовать себя целостным и обрести свою самодостаточность как индивидуум, пока он или она не найдут свою вторую половину. Возможно, что как следствие такой весьма распространенной мифилогемы, также, как и в дополнение к многим другим, может создаваться ложное впечатление, что человека зовут в путь и плутание по лабиринту города именно метания души, связанные с поиском второй половины. На этом могут настаивать также фрейдисты и поклоники психоанализа, к коим мы себя не причисляем. Также кстати заметим, что сознание человека в принципе по своей природе мифологично, так оно устроено, то есть картины понимания и онтологии мира у человека мифологичны в принципе (см., например, А.Ф. Лосев "Диалектика мифа" и "Философия имени". Поэтому, на наш взгляд, есть мифы полезные, а есть вредные, в зависимости от того, помогают ли они, или, напротив, затрудняют путь каждого конкретного человека к истине в поисках себя самого. И именно поэтому такая ситуация очень совпадает по смыслу со старинной аллегорической гравюрой, где изображен человек, который, как мы понимаем, что-то напряженно и настойчиво ищет в темноте, держа в руках фонарь, который служит инструментом его видения. Мощности фонаря хватает лишь на то, чтобы пятном тусклого света выхватить у темноты лишь небольшое ограниченное пространство. С каждым шагом пятно света послушно скользит вслед за человеком, однакo ищущий может увидеть и распознать только то и там, где находится он сам и лишь в пределах лоскута скудного света - то есть там, куда достигает свет его фонаря, а не в том месте, где то, что он ищет может, действительно, находиться. Видимость или проявленность того, ради чего поиск ведется, в свою очередь, будет зависеть не только от мощности и силы освещения как инструмента видения и познания, а также и от качества самого света. Метафора, подчеркивающая важность качества света как инструмента про-зрения, широко употребляется и в разговорной речи (а язык - это модель мира), например, когда говорят, что кто-то что-то увидел не в том свете, или что-либо подлежит рассмотрению при ярком свете, или, наоборот, ночью все кошки серы. Широко известен живописный цикл художника-импрессиониста Клода Моне «Руанский собор», когда тридцать полотен изображают одно и то же здание собора, но при этом в этом цикле нет ни одной одинаковой или похожей между собой художественной работы, поскольку на каждой картине собор изображен при разном освещении, то есть, художник, по-сути дела, писал не собор, а свет, то-есть, собор служил фоном или формой для ухватывания и экспозиции качества и свойств света.

Часть 3. То, как мы видим, умо-зрим, воспринимаем органами чувств и понимаем мир нас окружающий, зависит от того, свет какого качества и каких характеристик мы проливаем на объект в фокусе нашего внимания при восприятии и познании. Причем критическим для такого процесса является возможность и способность в принципе удерживать что-либо в фокусе внимания на протяжении необходимого и достаточно долгого временного интервала. Долг - это то, что длится. Атрофия чувства долга у многих наших современников, также, как и неспособность удерживать внимание в фокусе - это, к сожалению, распространенный диагноз, что неизбежно создает нежелательные тенденции к ухудшению качества жизни для самого индивида и его гармоничного включения в социум, а также и для качества города как со-бытийного пространства. Город грозит превратится в заброшенный пустырь или захолустье, где возможность встречи стремится или сводится к нулю. Мы глубоко убеждены, что Ведическая культура, которую можно было бы назвать высшей математикой души, в плане своего содержания и средств предлагает мощный и одновременно изысканный ресурс, когда и инструмент видения и сам источник света объединяются в самом человеке. То есть, человек по своим имманентным характеристикам, начинает постепенно становится, или приближаться к качеству и внутреннему состоянию своей души, или обретать устойчивые свойства, перманентную способность, или образуется, образует-из-себя и собой, метафорически выражаясь, факел или фонарь, свет от которого способен освещать дорогу и ему самому в поисках своего истинного и высшего Я, и при необходимости оказывать поддержку в пути другим, если такой запрос поступит. Джиотиша (Ведическая Астрология) дословно переводится с санскрита как духовный свет, просветление, состояние духовной озаренности, внутреннего сияния и огня, лучезарности. То есть, Джиотиша - это искусство, мастерство и метафизическая дисциплина одновременно, это область активности и само-образования человека, которая удерживает в фокусе внимания и исходит из посылки, что человек не сводится к наличию материально-физического тела и нервно-физиологической активности, а разум и духовное - не есть продукты активности головного мозга, а представляет собой гораздо более сложную сущность. Вслед за Джиотишей и философским учением Адвайта Веданта (Недуалистическая Веданта), мы представляем, что сущностью человека является божественный свет, или огонь, качество которого определяется пропорцией гун, его составляющих (саттва, раджас, тамас). Проще говоря, человек - это, с одной стороны, уникальная совокупность постоянно пульсирующих электро-магнитных волн и потоков космической энергии (еще не открытого типа, скорее всего квантовой природы и пока неизвестных тонких частиц, а также того, что в астро-физике и космологии пока условно названо темной энергией и темной материей - "темный" в смысле неразличимый, неопознанный, незнаемый), и, с другой стороны, вечная мистерия, поскольку человек субъективен по своей сущности. Такой космический человек (Пуруша) является прототипом или архе-типом, или, говоря современным языком, проектом, на основе которого Человек Земной воссоздается мирозданием в каждом акте рождения младенца, и при этом каждый индивидуум уникален.

Часть 4. В силу того, что каждый человек имеет субъективную сущность, одного человека нельза сравнивать с другим, то есть, его сущность НЕ ОБЪЕКТИВНА и в принципе не может быть объективирована, то есть положена как объект внешнего мира, для процедуры сравнения. Именно поэтому Джиотиша - это индивидуальный образовательный процесс, включает в себя и технику-умение ("знаю-как", и талант, и и этот процесс замыкается на каждого отдельного человека, массово не продуцируется и не тиражируется, то есть можно научиться, а научить нельзя - можно только аккомпонировать в импульсах становления на языке и в рамках той культуры, в которой человек выбрал пролагать свой путь. В этом смысле Джиотиша - в дословном переводе с санскрита даже не означает "астрология" и к ней не сводится, это понятие гораздо шире, это даже шире, чем просто метафизическая дисциплина, изучающая влияние космоса на человека, и это тем более не гадание, не мистика и не эзотерика. Джиотиша - это практика и искусство превращения себя самого в Человек-Храм, освещенный внутренним светом самого высшего качества - саттва-гуной. И в этом смысле Джиотиша не является эзотерикой, поскольку имеет дело с реальностью, ее предметом является связь, или динамика взаимоотношений внутреннего и внешнего пространства, в котором человек живет. И именно в этом смысле, ответ на вопрос - что делает Джиотиша? - звучит таким образом, что Джиотиша помогает строить город, в котором каждое здание является храмом. Язык Ведической Астрологии, или Джиотиши, богат и сложен, в начале пути становления для человека неподготовленного, или новичка-неофита, может показаться сложным, и путь освоения потребует усилий, внутреннего горения, умения фокусироваться, удерживать внимание, процесс и состояние, который на санскрите называется ТАПАС. Но без вклада труда ни одно дело невозможно ни начать, ни привести к стадии зрелости или успешного завершения, а труд всегда сторицей вознаграждается. Ведическая Астрология имеет дело с астральным, или тонко-энергетическим, телом человека, которое наряду с каузальным телом, образует первооснову того, что с долей вероятности может произойти или не произойти с человеком в физическом и социальном пространствах, однако фатальная и тотальная предопределенность судьбы Джиотишей не признается. Понятие событие, или то, что случается, происходит с человеком, трактуется в Ведической астрологии широко, то есть не только как внешнее, но и как внутреннее бытие, непременно включая также чувства, переживания, ощущения, мысли, то есть всю психо-ментальную сторону нашей жизни. Более того, внутреннему плану придается гораздо большее значение и вес, чем внешнему, поскольку только исключительно наше отношение к происходящему и его интерпретация способны придать истинную ценность и наполнить смыслом. Как полагает Джиотиша, в момент рождения человека его астральное тело получает определенную конфигурацию под воздействием планетарной энергетики, что задается особым положением и взаимным расположением планет по отношению друг к другу в составе неподвижных созвездий.То есть, на человека накладывается отпечаток энергетики космоса в момент его рождения и начала земного пути, наподобие как в старинные времена происходило запечатывание конверта с помощью горячего сургуча и оттискивания печати на нем. Это задает исходные временные рамки нашего земного пути - его потенциал и ограничения. Признанный Ведический астролог и мудрец Бепин Бехари в одной из своих книг цитирует Карла Юнга, известного психолога и другого мудреца, который так отозвался об астрологии: "Мы рождаемся в определенный момент и в определенном месте, и на манер старинного выдержанного вина, обретающего уникальные качества, благодаря году и месту сбора урожая, мы также наследуем качества времени года и особенности места нашего рождения. Астрология не утверждает ничего более этого."

Ревати Сарасвати, Ведический Астролог
НАМАСТЕ
ОМ


URL записи