ДОСТОЕВСКИЙ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Путь указанный великими писателями
.

Лев Николаевич Толстой
Имена Толстого и Достоевского не только у нас в стране,но и за рубежом стоят рядом. Несмотря на многочисленные социально-исторические и индивидуально-психологические особенности свойственных творчеству этих двух величайших русских писателей второй половины ХIX века,сегодня мы все хорошо чувствуем,что произведения их не «тезис» и «антитезис»»,будто бы противостоящие друг другу ,а два глубоко родственных,близких явления челевеческой культуры.
Рука времени отодвинула на задний план те различия на задний план те различия, которые представлялись главными при сопоставлении жизни и произведений Толстого и Достоевского,обнаружила более важное и глубокое органическое внутреннее единство исторического дела обоих писателей.
На Западе долгое время господствовало убеждение,что на разработку «внутреннего монолога» преимущественное влияние наряду с Флобером оказал Толстой. Однако этой техникой охотно пользовался также Достоевский. А из свидетельства А.Шницлера, одним из первых на Западе применившего эту форму повествования в своей новелле «Лейтенант Густль» в 1901 году,выяснилось, что Шницлера на обращение к ней натолкнул наряду с полузабытым сейчас французским символистом Э.Дюжарденом именно Достоевский.
Однако из этого не следует,что внутренний монолог в новеллах Достоевского(«Записки из подполья»,»Скверный анекдот»,»Кроткий») имеет то же строение и те же законы повествования, какие присущи подобным монологам персонажей «Севастопольских рассказов» или «Войны и мира».
Так,в «Записках из подполья» и «Кроткой» мысленный монолог героя –это «монолог-исповедь»потрясенного и взволнованного человеа, и притом исповедь,имеющая ярко выраженную полемическую окраску: герой ставит здесь перед собой сознательно цель обнажить свою незаживающую внутреннюю рану,обвинить,но в то же время частично и оправдать себя. Он видит перед своими глазами воображаемого собеседника,беседует с ним,спорит.
Для Толстого характерно воссоздание другого типа внутренней речи-речи человека,у которого жизнь сознания непрерывно и безостановочно течет,хотя на поверхности это почти или совсем не отражается и не прояляется.
И все же перед нами-два близких художественных «открытия»,позволяющих говорить не только о различии,но и о близости внутренних устремлений. Тем более что у Толстого есть и другой тип внутреннего монолога-предсмертный монолог Анны Карениной, имеющий «исповедальный» характер и обращенный вовне,к самой себе и к воображаемым собеседникам так же, как названные монологи
героев Достоевского. А у Достоевского в «Скверном анекдоте» размышления генерала Пралинсого,во время которых он,утомленный ходьбой и испытывающий влияние винных паров,временами теряет нить,и его беспорядочные мысли начинают нить, и его беспорядочные мысли начинают течь безотчетно,приближаются к типу внутреннего монолога,более характерному для Толстого.
Творчество Толстого и Достоевского относится к одной и той же эпохе. Первая повесть Ф.М.Достоевского появилась в печати в 1846 году,первая повесть Л.Н.Толстого «Детство»-через шесть лет,в 1852 году,причем литературным восприемником обеих был Н.А.Некрасов. Наиболее крупные романы Толстого и Достоевского печатались в 60-70-х годах на страницах одного и того же журнала «Русский вестник». Выход в свет последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880) совпал с решающим переломом в жизни Толстого – с отказом от прежней литературно-художественной деятельности и началом работы над «Исповедью»,законченной в 18822 году и опубликованной в 1884 году ,уже после смерти Достоевского.
По своему историческому содержанию эпоха Достоевского и Толстого была в России эпохой подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года,после которой окончательно определился поворот России в области экономики на путь капиталистического развития при сохраненн в ней прежнего –самодержавного –политического строя и многочисленных пережитков крепостничества. Это вызвало глубачайший перелом в жизни страны,широкое народное брожение и подготовку первой русской революции-революции,которая после крестьянской реформы, не разрешившей ни одного из основных вопросов социально-политической жизни страны,стала неотвратимой,несмотря на все попытки российского правительства задушить революционное движение.
То,что реформы 60-х годов не разрешили наиболее болезненных и острых вопросов русской жизни,стало ообенно очевидно в 80-90-х годах,уже после смерти Достоевского,но признаки этого обнаружились при его жизни и были угаданы им,как и Толстым.
Особое положение,занимаемое Толстым и Достоевским среди других выдающихся русских писателей и мыслителей того времени,состоит в том ,то оба они гораздо шире,чем другие,наиболее дальновидные из современных им русских писателей ,ощущали глубину социально- исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени.
И в то же время их объединяет то,что в своих поисках разрешения указанных противоречий,резко разойдясь в этом отношении с русской революционной мыслью своего времени,они обратились не к политике,а к НРАВСТВЕННОСТИ.
Этическое направление художественной и общественной философской мысли Толстого и Достоевского,при исключительном,редком в ту эпоху по своей конкретности и остроте ощущения ими обоими исторических и психологических противоречий развития современной им человеческой цивилизации и культуры ,сближает идеи и творчество обоих великих русских писателй-современников при всем их социально-историческом и личном ,биографическом несходстве.
Другим важным моментом является ,роднящим их произведения яляется обращенность мысли Толстого и Достоевского к НАРОДУ.
Достоевский и Лев Толстой выразили в своих произведениях мысль,имеющую громадное значение,мысль о том,что человечество переросло исторические рамки старой цивилизации, закрывавшей путь к богатству и культуре для «девти десятых человечества» не только вследствие несправедливого,бесправого положения этих !девти десятых»,но и потому ,что без обретения новой гармонии между сознающей себя, »свободной» личностью и народом,по их мнению ,невозможно достижение достижение подлинного счастья и нравственного равновесия самой личности.
Достоевский писал:»Свобода,Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все ,что угодно,в пределах закона.когда можно делать все ,что угодно? Когда имеешь миллион.Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет.Что иакое человек без миллиона?
Человек без миллиона есть не тот,который делает все,что угодно,а тот,с которым делают все,что
ДОСТОЕВСКИЙ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ
.
Имена Толстого и Достоевского не только у нас в стране,но и за рубежом стоят рядом. Несмотря на многочисленные социально-исторические и индивидуально-психологические особенности свойственных творчеству этих двух величайших русских писателей второй половины ХIX века,сегодня мы все хорошо чувствуем,что произведения их не «тезис» и «антитезис»»,будто бы противостоящие друг другу ,а два глубоко родственных,близких явления челевеческой культуры.
Рука времени отодвинула на задний план те различия на задний план те различия, которые представлялись главными при сопоставлении жизни и произведений Толстого и Достоевского,обнаружила более важное и глубокое органическое внутреннее единство исторического дела обоих писателей.
На Западе долгое время господствовало убеждение,что на разработку «внутреннего монолога» преимущественное влияние наряду с Флобером оказал Толстой. Однако этой техникой охотно пользовался также Достоевский. А из свидетельства А.Шницлера, одним из первых на Западе применившего эту форму повествования в своей новелле «Лейтенант Густль» в 1901 году,выяснилось, что Шницлера на обращение к ней натолкнул наряду с полузабытым сейчас французским символистом Э.Дюжарденом именно Достоевский.
Однако из этого не следует,что внутренний монолог в новеллах Достоевского(«Записки из подполья»,»Скверный анекдот»,»Кроткий») имеет то же строение и те же законы повествования, какие присущи подобным монологам персонажей «Севастопольских рассказов» или «Войны и мира».
Так,в «Записках из подполья» и «Кроткой» мысленный монолог героя –это «монолог-исповедь»потрясенного и взволнованного человеа, и притом исповедь,имеющая ярко выраженную полемическую окраску: герой ставит здесь перед собой сознательно цель обнажить свою незаживающую внутреннюю рану,обвинить,но в то же время частично и оправдать себя. Он видит перед своими глазами воображаемого собеседника,беседует с ним,спорит.
Для Толстого характерно воссоздание другого типа внутренней речи-речи человека,у которого жизнь сознания непрерывно и безостановочно течет,хотя на поверхности это почти или совсем не отражается и не прояляется.
И все же перед нами-два близких художественных «открытия»,позволяющих говорить не только о различии,но и о близости внутренних устремлений. Тем более что у Толстого есть и другой тип внутреннего монолога-предсмертный монолог Анны Карениной, имеющий «исповедальный» характер и обращенный вовне,к самой себе и к воображаемым собеседникам так же, как названные монологи героев Достоевского. А у Достоевского в «Скверном анекдоте» размышления генерала Пралинсого,во время которых он,утомленный ходьбой и испытывающий влияние винных паров,временами теряет нить,и его беспорядочные мысли начинают нить, и его беспорядочные мысли начинают течь безотчетно,приближаются к типу внутреннего монолога,более характерному для Толстого.
Творчество Толстого и Достоевского относится к одной и той же эпохе. Первая повесть Ф.М.Достоевского появилась в печати в 1846 году,первая повесть Л.Н.Толстого «Детство»-через шесть лет,в 1852 году,причем литературным восприемником обеих был Н.А.Некрасов. Наиболее крупные романы Толстого и Достоевского печатались в 60-70-х годах на страницах одного и того же журнала «Русский вестник». Выход в свет последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880) совпал с решающим переломом в жизни Толстого – с отказом от прежней литературно-художественной деятельности и началом работы над «Исповедью»,законченной в 18822 году и опубликованной в 1884 году ,уже после смерти Достоевского.
По своему историческому содержанию эпоха Достоевского и Толстого была в России эпохой подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года,после которой окончательно определился поворот России в области экономики на путь капиталистического развития при сохраненн в ней прежнего –самодержавного –политического строя и многочисленных пережитков крепостничества. Это вызвало глубачайший перелом в жизни страны,широкое народное брожение и подготовку первой русской революции-революции,которая после крестьянской реформы, не разрешившей ни одного из основных вопросов социально-политической жизни страны,стала неотвратимой,несмотря на все попытки российского правительства задушить революционное движение.
То,что реформы 60-х годов не разрешили наиболее болезненных и острых вопросов русской жизни,стало ообенно очевидно в 80-90-х годах,уже после смерти Достоевского,но признаки этого обнаружились при его жизни и были угаданы им,как и Толстым.
Особое положение,занимаемое Толстым и Достоевским среди других выдающихся русских писателей и мыслителей того времени,состоит в том ,то оба они гораздо шире,чем другие,наиболее дальновидные из современных им русских писателей ,ощущали глубину социально- исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени.
И в то же время их объединяет то,что в своих поисках разрешения указанных противоречий,резко разойдясь в этом отношении с русской революционной мыслью своего времени,они обратились не к политике,а к НРАВСТВЕННОСТИ.
Этическое направление художественной и общественной философской мысли Толстого и Достоевского,при исключительном,редком в ту эпоху по своей конкретности и остроте ощущения ими обоими исторических и психологических противоречий развития современной им человеческой цивилизации и культуры ,сближает идеи и творчество обоих великих русских писателй-современников при всем их социально-историческом и личном ,биографическом несходстве.
Другим важным моментом является ,роднящим их произведения является обращенность мысли Толстого и Достоевского к НАРОДУ.
Достоевский и Лев Толстой выразили в своих произведениях мысль,имеющую громадное значение,мысль о том,что человечество переросло исторические рамки старой цивилизации, закрывавшей путь к богатству и культуре для «девяти десятых человечества» не только вследствие несправедливого,бесправого положения этих !девяти десятых»,но и потому ,что без обретения новой гармонии между сознающей себя, »свободной» личностью и народом,по их мнению ,невозможно достижение подлинного счастья и нравственного равновесия самой личности.
Достоевский писал:»Свобода,Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все ,что угодно,в пределах закона.когда можно делать все ,что угодно? Когда имеешь миллион.Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет.Что такое человек без миллиона?
Человек без миллиона есть не тот,который делает все,что угодно,а тот,с которым делают все,что угодно…В братстве, настоящем братстве не отдельная личность,не Я,должна хлопатать о праве своей равноценности и равновесности со всем остальным,а все-то это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности,к этому отдельному Я,и само,без его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе..Надо,чтоб самого инстинктивно тянуло на братство,общину,на согласие,и тянуло ,несмотря на все вековые страдания нации,несмотря на варварскую
грубость и невежество,укоренившиеся в нации,несмотря на вековое рабство,на нашествия иноплеменников…»
В этом –одна их главных черт,сближающих их мировоззрение и творчество,как бы были не велики другие,более частные расхождения между обоими русским и романистами.
И Толстой и Достоевский поставили в центр своего художественного анализа проблему трудного,противоречивого развития человеческой личности и ее сознания в России .
Не случайно поэтому «Записки и Мертвого дома» Достоевского оказали на Толстого глубокое и сильное впечатление. Уже 22 февраля 1862 после выхода книги в письме к А.А.Толстой он просил ее достать и прочесть «Записки из Мертвого дома» Достоевского, мотивируя свою просьбу тем,что прочесть «это нужно».
В «Записках из Мертвого дома» отражены впечатления пережитого писателем на каторге в Сибире,в Омском остроге,где Достоевский провел четыре года,осужденный по делу петрашевцев . В этой книге впервые в творчестве писателя поставлены вопросы о причинах преступления, понимание психологии преступника-темы,которые займут важное место в романах и повестях позднейшего Достоевского.
Спустя почти 30 лет Толстой писал о «Записках « Стахову : «На днях нездоровилось,и я читал Мертвый дом.Я много забыл,перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы ,включая Пушкина.Не тон,а точка зрения удивительна-искренняя, естественная и христианская.Хорошая,назидательная книга.Я наслаждался вчера целый день,как давно не наслаждался»
Нравственность и объединение людей делают великой нацию – такова основная направленность всего творчества двух великих русских писателей
Достоевский и мировая литература Г.Фридлендер
















































URL записи