ЕДИНСТВО БОГА

  
      Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа
нравственности.
 "Единый без второго", — говорит индус.
"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть", — провозглашает еврей. 
"Нет иного Бога,  кроме Единого", — утверждает христианин. 
"Нет Бога, кроме Бога", — говорит мусульманин.
И все остальные религии утверждают то же самое.
Даже дикари,
поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм "Великого Духа", которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность.      Он Самосущий, Бесконечный и Вечный,  Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, диное Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что уществует, пребывает в Нем: "Мы им живем, и движемся, и существуем". Он был сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — ириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр —дух; с  древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист —отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся  бесчисленные мириады звезд, из которых каждая  есть центр отдельной системы. Он тоньше атома,  ибо он пребывает в каждом атоме как присущая  ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло  бы перейти Его пределы, ничего столь малого,  что могло бы не войти в Его пределы. "Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания", но  все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета  суть части Его белого света, все очертания —  выражения Его мысли. С незапамятных времен  возникшие горы говорят нам о Его  деятельности, таинственная сень полуденных  лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня  птицы, шелест листвы, — все это ноты Его  голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные  равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, — все это различные проявления Его красоты; Он  говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в  величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии  гремящих струн, Он есть источник и цель  стремления мистика, Он — героизм мученика; Он  присутствует в шепоте матери, склонившейся над  своим младенцем, дрожит в страстных порывах  юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки,  Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка,  святого и ученого; Он есть сила слабого,  защита беспомощного, раскаяние грешника и  сострадание праведника. 
Он наполняет Собою
миры и в то же время   пребывает в сердце человека. Небеса воспевают  Его славу, и Он же утешает скорбящего, "как мать  утешает сына". Он — Отец, Мать, Супруг и Друг  для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть "Совершенный Дух", которым все проникнуто. И вместе с тем, Он более всех миров: "Построив эту вселенную из частицы Себя, Я  остаюсь".Тогда как сознание божественного  Единства есть основа  религии и  нравственности, осуществление его придает силу  и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным.
Единая Жизнь выражается в
бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает,


 


что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья.

 

   
      По мере того как мы учимся
видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы —частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный". Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.Все эти многочисленные Я,  сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству."Они лишь раздробленный свет Твой".Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:"То — единое,  отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение".Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:





"Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?Взойду ли на небо —Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья  зари и переселюсь на край моря, —   И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя".



АННИ БЕЗАНТ