ЕДИНСТВО БОГА
Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности.
"Единый без второго", — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть", — провозглашает еврей.
"Нет иного Бога, кроме Единого", — утверждает христианин.
"Нет Бога, кроме Бога", — говорит мусульманин.
И все остальные религии утверждают то же самое.
Даже дикари, поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм "Великого Духа", которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность. Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, диное Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что уществует, пребывает в Нем: "Мы им живем, и движемся, и существуем". Он был сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — ириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр —дух; с древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист —отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. "Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания", но все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания — выражения Его мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности, таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы, шелест листвы, — все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, — все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он — героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки, Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника.
Он наполняет Собою миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу, и Он же утешает скорбящего, "как мать утешает сына". Он — Отец, Мать, Супруг и Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть "Совершенный Дух", которым все проникнуто. И вместе с тем, Он более всех миров: "Построив эту вселенную из частицы Себя, Я остаюсь".Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности, осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным.
Единая Жизнь выражается в бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает,




что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья.




По мере того как мы учимся видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы —частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный". Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству."Они лишь раздробленный свет Твой".Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:"То — единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение".Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:




"Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?Взойду ли на небо —Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя".




АННИ БЕЗАНТ

Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности.
"Единый без второго", — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть", — провозглашает еврей.
"Нет иного Бога, кроме Единого", — утверждает христианин.
"Нет Бога, кроме Бога", — говорит мусульманин.
И все остальные религии утверждают то же самое.
Даже дикари, поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм "Великого Духа", которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность. Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, диное Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что уществует, пребывает в Нем: "Мы им живем, и движемся, и существуем". Он был сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — ириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр —дух; с древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист —отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. "Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания", но все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания — выражения Его мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности, таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы, шелест листвы, — все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, — все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он — героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки, Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника.
Он наполняет Собою миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу, и Он же утешает скорбящего, "как мать утешает сына". Он — Отец, Мать, Супруг и Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть "Совершенный Дух", которым все проникнуто. И вместе с тем, Он более всех миров: "Построив эту вселенную из частицы Себя, Я остаюсь".Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности, осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным.
Единая Жизнь выражается в бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает,




что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья.




По мере того как мы учимся видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы —частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный". Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству."Они лишь раздробленный свет Твой".Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:"То — единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение".Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:




"Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?Взойду ли на небо —Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя".




АННИ БЕЗАНТ